«Ред Булл» выгнал последнего титана «Ф-1». Война за власть сожгла победную команду
Его фигуру невозможно переоценить: именно на основе его молодежной команды RSM Marko в 1999-м создали академию «Ред Булл», в 2001-м ее перезапустили полноценно с опорой на будущее продвижение в «Ф-1». Именно Марко познакомил владельца компании Дитриха Матешица с будущим боссом команды в «Ф-1» Кристианом Хорнером. Гельмут помогал и со связями с «Ягуаром», который «Ред Булл» выкупал для полноценного перехода в Гран-при (связи через друга Ники Лауду для старта партнерства еще в 2004-м – на продвижении австрийца Кристиана Клина).
С тех пор он провел в «Ред Булл» 20 лет и 417 Гран-при. Помог команде выиграть 6 Кубков конструкторов и 8 личных титулов. Он довел до «Ф-1» 18 пилотов – они выиграли 118 Гран-при и взяли 96 поулов. Да, его критиковали за жесткий подход, чрезмерную строгость и жестокое скоростное поднятие и последующие изгнание неудачников, но ребята из его системы выиграли четыре титула «Формулы Е», 5 чемпионатов мира по гонкам на выносливость, столько же «Ле-Манов» и кучу других гонок.
Еще полгода назад его позиции казались незыблемыми. Он заручился поддержкой руководства общей спортивной ветки «Ред Булл» и тайских акционеров, а Макс Ферстаппен публично угрожал уходом в случае его увольнения. Их контракты называли «связанными», а еще в начале января 2024-го Гельмут подписал новую сделку до завершения 2027-го. Вместе они даже выиграли внутреннюю битву за власть как раз с Кристианом Хорнером.
Что же теперь изменилось? Кто посмел?
Все та спортивная ветка «Ред Булл» и лично ее глава Оливер Минцлафф. После смерти владельца компании Дитриха Матешица бывшему генеральному директору футбольного клуба «РБ Лейпциг» доверили управление спортивными активами конгломерата – и он сходу высказывал недовольство огромной независимостью структуры «Ф-1». Кристиан Хорнер и Гельмут Марко привыкли действовать самостоятельно и лишь изредка согласовывать самые-самые важные вопросы и траты (вроде запуска моторного подразделения) только с Матешицем. Минцлафф постепенно вмешивался все больше – и срезал Хорнера с целым маркетинговым отделом обеих команд.















